Ребенок в информационном обществе. Какой он?
Новости « 13 сентября 2012
Безопасность ребенка в информационном обществе
Он меньше читает книг и предпочитает пользоваться электронными медиаресурсами. Много времени проводит у компьютера или в Интернете. Согласно опросам Фонда «Общественное мнение», которые проводились в 2008 году, каждый четвертый подросток ежедневно работает в сети, три четверти подростков (75,5%) входят в состав полугодовой аудитории Интернета. Не пользуются Интернетом лишь менее четверти (24,5%) подростков. Большинство объясняют это объективными трудностями (нет компьютера или доступа в Интернет, не позволяют финансы, просто нет возможности, в том числе в учебном заведении), и лишь некоторые субъективными трудностями (не умею, не хочу, мне это неинтересно). При этом формы проведения досуга, связанные межличностным общением, сохранили свою значимость на прежнем высоком уровне 67,4% и 71,1%. Только средства этого общения стали несколько иными (мобильные телефоны, ISQ, социальные сети).
Хорошо это или плохо? А что мы - родители и педагоги - знаем о занятиях ребенка в Интернет? Какое наше отношение к этому?
По мнению ученых, современная информационная среда имеет значительный потенциал для развития и самореализации личности ребенка. Это и ресурсы открытых цифровых хранилищ библиотек, музеев, федеральных и региональных образовательных коллекций, образовательных сайтов и телеканалов. Один только телеканал «Радость моя», созданный православными людьми предоставляет целый спектр передач по физике, математике, грамматике, основанных на общечеловеческих ценностях - заботе, милосердии, взаимопомощи. А современные сетевые средства позволяют не только «сидеть в вконтакте», но и совместно учиться, познавать новое, создавать авторские информационные продукты.
Насколько готовы педагоги к таким новым формам обучения и воспитания? Как они воспринимают возможности данных технологий?
Действительно, информационные и коммуникационные технологии открывают уникальные возможности для системы образования, вместе с тем все большую актуальность приобретает проблема безопасности ребенка в информационном обществе отличающегося информационной насыщенностью и интенсивностью, многоканальностью влияний, многообразием транслируемых ценностей. Е. С. Полат указывает на чрезвычайную опасность, которая кроется не столько в самом компьютере, сколько в доступной для всех желающих информации, размещенной в сетях.
Несмотря на то, что в школе безопасный доступ детей в Интернет обеспечивается контентной фильтрацией от нежелательной информации, созданием специальных образовательных сетей, содержание информации в которых контролируется системными администраторами, проблема обеспечения эффективного и безопасного использования Интернетом требует дальнейшего серьезного осмысления в педагогической науке и конкретных действий в педагогической практике.
Что мы, взрослые, можем сделать для безопасности ребенка в глобальной паутине знаков и смыслов? Какие существуют для этого технические и технологические возможности?
Формы проведения родительского всеобуча на тему детской безопасности в Интернете
Формы организации и проведения родительского всеобуча на тему детской безопасности в Интернет могут включать:
- общешкольные и классные родительские собрания на тему «Возможности и опасности ребенка в Интернете»;
- практические занятия по повышению уровня безопасности детей в Интернете при помощи технических и технологических средств;
- информирование по данной проблеме на страницах сайтов образовательного учреждения;
- выпуск и распространение информационных буклетов по проблеме безопасности детей в Интернете;
- семинары для родителей по обмену опытом обеспечения безопасности ребенка в информационном обществе.
Вы можете загрузить методические рекомендации, включающие материалы, которые помогут разобраться, какие опасности для детей могут таиться в Интернете, помогут вооружиться знаниями о том, на что следует обращать внимание, какие меры предосторожности нужно предпринимать. Даны советы, что можно сделать с помощью технологических средств для обеспечения безопасности ребенка во Всемирной паутине. Представлены формы проведения родительского всеобуча на тему детской безопасности в Интернете.
Представленные материалы будут интересны заместителям директоров по учебно-воспитательной работе, классным руководителям, тьюторам общеобразовательных учреждений, родителям детей, преподавателям системы дополнительного профессионального педагогического образования.
Подпишитесь на новости
Новости
Регистрация на детский турнир «Инженерь» открыта.
30 сентября 2024
В центре «Познание» стартовала регистрация семей на детский турнир «Инженерь». Приглашаем к участию активные семьи Кирова, Кирово-Чепецка, Слободского и районов.
Открыта запись на 2024-2025 учебный год
06 августа 2024